Asatara

Сайт преподавателя йоги Александры Сатара

Свяжитесь с мной
+7(912)561-66-08

Книги про шамана. Владимир Серкин

Мое знакомство с этими книгами началось незадолго до поездки в русское заполярье, к Сейдозеру. Одну я прочла до поездки, остальные — после. Сама природа помогла мне прочувствовать суть сказанного в этих книгах. И суть эта слегка коснулась, намекнула на то, чтобы быть познанной..

Итак, серия книг «Хохот шамана», «Свобода шамана», «Звезды шамана», написанная русским психологом Владимиром Серкиным.

В книгах приведены фрагменты дневниковых записей диалогов с человеком, которого окружающие считают шаманом. В этих диалогах раскрывается его образ жизни и мировоззрение.

На мой взгляд ценность этих книг в том, что описанные размышления шамана помогают изменить свою жизнь, добавить в нее больше осмысленности и человечности, организованности и здоровья. А разве не в этом истинная задача любого произведения искусства?

Помню, что во время чтения, очень хотелось остановить время. Потому что для размышления буквально над каждой главой, над каждым диалогом требуется время. И порой действительно нужно себе это позволить — не спешить.

Для себя по ходу чтения выписывала некоторые самые интересные отрывки. Приведу их здесь.

***

— Жизнь — волна?
— Ты видишь, как вздымаются и опадают волны на море?
— Да.
— Горы — это такие же волны, только очень медленные. Ты можешь понять это?
— Наверное, могу.
— Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других — на спаде.
— От чего зависят подъемы?
— От силы отдельных людей.
— Как узнать сильных людей?
— Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают его волну.

***

—  Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.
— Но он все более хорошо решает привычные задачи.
— Он их уже не решает, а обкатывает. Он «экономит» мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач…
— Новые задачи нужны для мышления?
— Для всего: ума, тела, чувств.
— А тебе не тревожно?
— Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.

***

— Так «зеленые» правильно делают?
— Кто это — «зеленые»?
— Общественные движения, которые борются за сохранение природной среды.
— О, молодцы. Это лучше, чем ничего. Не совсем правильно.
— У них-то что неправильно?
— Сама концепция сохранения ошибочна. Ничто не может быть сохранено.
— Знаю: «все изменяется, неизменны лишь перемены»[27].
— Да. Бороться за сохранение — идти против течения. Твоим «зеленым» нужно понять, куда развивается планета, и двигаться вместе с ней.

Как психолог знаю, что люди вредят окружению от чувства ущербности и неполноценности. Таким путем они неосознанно «доказывают» свою значимость. Очень хочется пусть хоть отрицательно, но что-то значить.

***

— Не хочешь стареть — продолжай развиваться.
— Как продолжать? Есть биологическая программа, биологические часы.
— Листьям никак. А человек может продолжать с помощью ума и воли.
— Но наступает старость, болезни.
— Болезни, старость — внешние симптомы смерти. Причина глубже.
— В чем?
— Человек не успевает за временем и остается в прошлом.

***

— Психика-то почему?
— К старости человек консервативен, не обновляется. Все больше неприятия и противоречий с миром. От этого болезни…
— Так надо что-то делать, чтобы принимать новый мир.
— Говорю же: изменить мировоззрение.

***

— А времени?
— Начни с того, что согласуй свои режимы и пищу с дневными и сезонными циклами солнца и луны.
— В чем смысл?
— День — как маленькая жизнь. Сон — сам понимаешь. Попадаешь в ритмы мира (солнца)[11] в маленькой жизни, начнешь попадать и в большей.

***

Тогда я еще не знал леонтьевского[10] выражения «деятельность конституирует», то есть формирует психику и телесность, но остро почувствовал, так как все произошло на глазах.
Леонтьев — один из основоположников психологической теории деятельности.

***

Еще один аспект: полученные знания должны быть переданы, а идеи реализованы. Непереданные или неправильно, не тому переданные знания «мстят» носителю за забвение или искажение. То же — нереализованные или неправильно реализованные идеи[2]. Что значит «правильно»? Правильно — чувствовать гармонию (и этику) мира и не нарушать ее.

***

— Что делать, если ненужное действие уже совершено.
— Иногда помогает обратное действие, но редко.
— А что-нибудь помогает часто?
— Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека, много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое.
— Как понять, какие действия нужны, а какие нет?
— Это — просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно.
— Я чувствую, но не могу позволить себе бросить текущие дела.
— Тогда сделай это постепенно.
— Как?
— Начни делать нужные дела, и со временем они сами вытеснят ненужные.

***

жизнь и впредь будет заводить меня в тупики, «если ты не начнешь собирать свои действия для будущего, как собирают бревна для дома».
— Ты считаешь, что это должно было произойти?
—   Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.
— Мистика какая-то.
— Мистика — совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат — последовательный материализм.
— Но если мне не нужен результат?
— Не нужно было действовать.
— Люди могут действовать, не подумав или по ошибке.
— Результату все равно. Он наступит.
— Это плохо?
— Сам по себе результат нейтрален. Но если ты его не ждешь, он может разорвать цепочку твоих дел. Если ты не готов — он может быть опасен.
— Что же делать?
— Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости.

***

— В твоих книгах все написано. Надо только «отделить зерна от плевел».
— Как отделить?
— Когда ты читаешь контрольные своих студентов, видишь, где неправильно?
— Вижу, но студенты не видят.
— Перестань быть студентом и в этом направлении.
— Как это?
— Просто используй все возможности своего сознания.
— Но как?
— Сам знаешь. Усваивай то, что реально, и отбрасывай то, что нереально.

***

То, что я ему подарил, у меня не убыло, как и у него то, что он подарил мне. Когда-нибудь многие так будут делиться со многими.

***

о жизни с телом не только для тела.
— Так многие религиозные деятели могли?
— Да. Если еще без фанатизма, то были свободны.
— Какая же тут свобода — только одно направление.
— Свобода не во множестве направлений. Она в возможности заниматься тем немногим, что хочет твой Дух.

***

— А люди все ходят по одним и тем же туннелям.
— Нет.
— Но ведь все люди могут встретиться.
— Нет. С людьми из твоих туннелей ты будешь встречаться постоянно, хотя кажется, что вероятность встречи мала. С другими не встретишься никогда.

***

—  Когда тебе надоедает заниматься каким-либо делом, ты или бросаешь его, или делаешь волевое усилие для продолжения.
— Естественно.
—  Беда в том, что ты и бросаешь дело, и делаешь усилие неосознанно.
— Обычно я заставляю себя осознанно.
— Ты когда-нибудь делал выбор: «Бросить или сделать волевое усилие?»
— Нет, но я понимал необходимость продолжения.
— Необходимость — не выбор. Даже не совсем волевое усилие. Выбор делается без необходимости. Ты делал такой выбор?
— Трудно сказать.
— Выбор без необходимости сделать волевое усилие и есть аэродром подскока в твоих делах. Без него твой «самолет» не улетит дальше обычного радиуса.
— Чтобы развиваться нужны волевые усилия?
— Для дел. При развитии человека волевые усилия бывают и вредны?
— Как это?
— Когда человек напрягается, он становится жестче, консервативнее.
— Для развития себя нужно расслабиться?
— Разрешить себе изменяться, расти, понимать. А уж с этим или расслабиться или собраться — по ситуации.

***

— Ты годами таскаешь «что-нибудь на память», и, наверное, это уже мешает тебе жить.
— Не нужно ничего брать?
— Бери то, что нужно. А «на память» приучай работать память.
— Но предмет может вызвать воспоминания и «оживить» их. Студентов учим, что предмет — внешняя опора воспоминаний.
— Воспоминания могут «забить» твое сознание, как хлам квартиру.
— Люди дорожат своими воспоминаниями.
— Я говорю не о том, что само запомнилось, а о том, чтобы ты не наращивал объем воспоминаний искусственно.
— Есть целая культура организации воспоминаний: фотографии, видео, сувениры…
— Куда, зачем и какой багаж впечатлений тащит твое сознание?
— В каком смысле?
—  Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. Не заполняй ее искусственно, это может помешать продвигаться в будущее.

***

— Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание-то, что сопровождается чувством узнавания, понимания, и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.

***

Вдруг фраза стала выпуклой, заметной.

***

Все действительно новые практики начинаются с кризиса.

***

Творчество помогает понять идею самого себя.

— Нужно творить свою жизнь.
— Не понимаю.
— Начни с того, что в твоей жизни должно быть творчество.
— Стихи, картины, танцы, наука?
— Можно начать с чего-нибудь из этого.

***

— Большинство болезней присходит из-за рассинхронизации человека с его миром. Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться.
— Никогда такого не слышал. А как же вирусы, бактерии?
— Вирусы, бактерии, психосоматика — материальные проявления потери гармонии с миром.
— Но как бубен вводит человека в гармонию?
— На твоем профессиональном сленге это называлось бы вроде «настройка динамического стереотипа».

***
— Почему язык может меня ограничивать?
— Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
— Из чего же он состоит?
— Из того, что ты о нем думаешь.
— Я спрашиваю о реальности.
— Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это — твоя единственная реальность.
— А как думать о другой реальности?
— Ты видишь летящую чайку и говоришь: «Чайка летит». Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: «Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак». Он это делает, такое понимание — часть его практики, и это — его реальность.
— А есть единая реальность для всех?
— Только на уровне совпадения практик.

***
— Как увидеть знаки?
— Сначала тебе нужно научиться смотреть?
— Как ты научился?
— Очень много лет мне не нужно и не перед кем выделываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.
— Но я — преподаватель.
— Тебе очень трудно. Работа приучила все объяснять. Теперь ты чаще видишь не реальность, а свои объяснения.
— Что мне делать?
— Поучись у эвелнов. Посмотри, как они начинают действовать. Их мир не так благоустроен, приходится больше действовать. Для этого нужны не объяснения, а реальность.

***

За открытие мира русского Заполярья спасибо проекту way-open.ru